Психологические проблемы пациентов с сахарным диабетом.

Инсулинзависимый и инсулиннезависимый сахарный диабет.


Мы думаем, что Вы понимаете всю важность психологических аспектов образа жизни с сахарным диабетом. Вспомните, что вы испытали, когда впервые узнали, что Вы, Ваш ребенок или один из близких болен сахарным диабетом? Наверняка это было чувство растерянности или вины, а может быть даже злости. Такие чувства возникают у всех впервые заболевших, в них нет ничего необычного или плохого. Но сила Вашей реакции на стрессовую ситуацию несомненно влияет на ваше настроение, а значит и на состояние Вашего здоровья. Важно чтобы Вы сумели направить энергию отрицательных эмоций в созидательное русло. Это поможет Вам преодолеть все затруднения и выйти победителем из любой ситуации.

Всемирная Организация Здравоохранения определяет здоровье как взаимосвязь трех составляющих: физического, психического и социального благополучия. Надо понимать, что возникновение любого хронического заболевания наносит пациенту и его близким сильную психосоциальную травму. Действительно, из-за сахарного диабета пациенты или родители заболевших детей зачастую вынуждены оставить или сменить работу, что в свою очередь может сказаться на финансовом благополучии семьи и ее социальном статусе. Возникающие при этом разногласия между близкими, могут даже разрушить семью.

Чтобы этого не происходило, важно найти наиболее правильные, надежные, зрелые способы самозащиты от неизбежно возникающих в течении жизни стрессовых ситуаций, одной из которых, несомненно, является заболевание сахарным диабетом. Для выработки способов самозащиты необходимо понимать причины, которые влияют на различия в поведении людей и в их реакции на те или иные события. Каждый человек - индивидуальность, но существуют определенные законы, по которым все люди строят свои взаимоотношения с другими людьми. Изучив эти законы, можно найти конструктивные пути решения и Ваших психологических проблем.

Статистика говорит, что среди пациентов с сахарным диабетом всего 10-20% составляют пациенты с первым (инсулинозависимым) и 80-90% - люди со вторым (инсулинонезависимым) типом сахарного диабета. Мужчины и женщины болеют этим заболеванием поровну (50 на 50%). Но если мы посмотрим на статистику посещаемости школ для пациентов с сахарным диабетом, то картина получится прямо противоположная: женщин среди посетителей школы будет около 75%, тогда как мужчин лишь 25%. Большая часть мужчин приходит на занятия под влиянием своих жен. Среди тех, кто решил пройти обучение, 90% составят пациенты и родители детей с первым типом сахарного диабета и только 10% - пациенты со вторым типом. Такая статистика понятна, поскольку пациентов с первым типом сахарного диабета и их родственников в начале заболевания достаточно сильно угнетает мысль о необходимости в постоянных инъекциях, что слишком сильно изменяет их привычную жизнь. Поэтому они более активны в своих поисках методов лечения.

В семье, где заболел маленький ребенок, мать часто бывает вынуждена оставить работу. Если это первый ребенок, то второго уже не рожают, все силы отдавая единственному. Чаще всего это не помогает скомпенсировать сахарный диабета у ребенка, но психологический климат в семье нарушает. Когда ребенок вырастает, то проблемы психологического плана возникают и у него и у его родителей. Этого не произойдет, если родители смогут понять, что происходящие с ними психологические изменения, связанные с заболеванием ребенка (чувство вины), не являются чем-то особенным, а сходны у большинства людей.

При втором типе сахарного диабета возникают иные, но не менее сложные, проблемы. Это заболевание возникает в зрелом возрасте, когда уже сложились определенные привычки, которые с началом заболевания необходимо изменить. Пациенты либо ничего не меняют в своей жизни и игнорируют свое заболевание (это свойственно в большей мере мужчинам); либо превращают свое заболевание в оружие, при помощи которого управляют окружающими. Многие пациенты со вторым типом сахарного диабета чаще предпочитают „забыть" о наличии у них заболевания, думая, что прием таблеток решает все их проблемы, связанные с сахарным диабетом. Только небольшая часть пациентов со вторым типом сахарного диабета приходит на занятия, чтобы активно изменить свою жизнь.

Пациент, и все, кто его окружает, должны понять те психологические процессы, которые неизбежно с ними происходят, в связи с появлением сахарного диабета; и попытаться изменить свое поведение и перестроить жизнь таким образом, чтобы сахарный диабет не мешал осуществлению их планов.

Вы удивитесь, но несмотря на все разнообразие линий поведения, все вновь заболевшие (и их близкие) испытывают одинаковые чувства по отношению к своему заболеванию. Давайте поговорим о тех психологических этапах, которые они проходят.

Первый этап. Этап потрясения. В период сразу после начала заболевания пациент и его родственники похожи на человека, который проснулся рано утром в незнакомом месте. Он говорит: „Это не я. Я не мог заболеть, врачи ошиблись. Я буду здоров." Взрослый пациент может отрицать наличие заболевания, тщательно скрывая его от окружающих. Часто такие пациенты запираются в туалете, чтобы сделать себе инъекцию инсулина. Такое поведение вызывает подозрение у окружающих и отношения с близкими могут быть испорчены. На этом этапе начинаются поиски способов излечения от сахарного диабета, обращения к различным „целителям" (во время „медового месяца" может также показаться, что болезнь закончилась). Контакт пациента с врачом затруднен, возможно даже агрессивное настроение пациента по отношению к врачам. Лечебные рекомендации игнорируются, что может привести к резкому ухудшению состояния здоровья. Если пациент „застревает" на первом этапе, то может возникнуь ситуация полного игнорирования своего заболевания. При этом абсолютно не выполняются медицинские рекомендации, что приводит к быстрой инвалидизации пациента (слепота, ампутация конечностей). Этого можно избежать только при своевременном начале занятий в школе для пациентов с сахарным диабетом. На этом этапе могут „застрять" и родители больного ребенка. Вместо того, чтобы наладить самоконтроль, они начинают менять врачей, искать деньги на лечение за границей и т.д. У ребенка могут развиться значительные осложнения, прежде чем такие родители поймут, что именно необходимо ребенку в первую очередь.

Этап второй. Отреагирование и поиск причины. Пациент и его близкие задают себе вопрос: "Почему это случилось именно с нами?". Важно понять, что при первом типе сахарного диабета нет ничего, что нужно было сделать или чего не нужно было делать.Что бы Вы не сделали в Вашей предшествующей жизни, сахарный диабет первого типа все равно развился бы. Чем меньше возраст пациента, тем легче протекает этот этап у него, и тем тяжелее у его родителей. У близких возникает чувство вины или начинаются поиски виновного в заболевании ребенка: "У меня в родне все здоровы - это ты виноват!". Взрослый пациент тоже может найти виноватого: "Это ты меня доконал!". Заболевание одного из членов семьи обостряет семейные отношения. Такое положение вещей не может помочь скомпенсировать сахарный диабет, поскольку те силы, которые должны были бы быть направлены на контроль, расходуются на поиск, разоблачение и наказание виновных; на бесполезные жалобы. Пациент может вогнать себя в депрессию и отказаться от контроля за своим заболеванием. На этом этапе информация о сахарном диабете может восприниматься более обьективно, но существует опасность того, что отдельные члены семьи еще находятся на первом этапе и не верят в наличие заболевания или в его неизлечимость. Возникают новые разногласия. Может дойти до того, что родители превратят заболевание ребенка в средство для завоевания его доверия: мама делает уколы, а папа водит ребенка к „экстрасенсу" и кормит конфетами. Все члены семьи должны понять, что разногласия во взглядах на болезнь и ее причины не должны негативно отражаться на пациенте. Никто не виноват. Но с началом заболевания вся семья должна выработать единую тактику поведения, чтобы помочь пациенту с сахарным диабетом найти свое место в обществе. Родители могут оставаться на этом этапе пожизненно; и продолжать поиск способов лечения даже тогда, когда ребенок станет взрослым. Родители тех пациентов, которые заболели во взрослом возрасте, могут тоже искать способы излечения, даже если у „ребенка" отлажен самоконтроль. Иногда в школу для пациентов с сахарным диабетом приходят мамы таких „детей". „Мой ребенок не может ходить к Вам - говорят они врачу - за него буду ходить я." Такому „ребенку" может быть уже 30 лет; у него может быть своя семья и даже дети. Но мама до сих пор считает, что он сам не способен за собой следить и ухаживать. Поэтому очень важно чтобы обучение в „Школе для пациентов с сахарным диабетом" проходил не только сам пациент, но и члены его семьи, близкие. Вместе с подростком и его родителями должны пройти обучение и его друзья. Это поможет ему легче адаптироваться в своем окружении. Кроме того, приятель, знающий как себя вести в сложных ситуациях, связанных с сахарным диабетом, может оказать вашему ребенку неоценимую услугу.

Этап третий. Этап осознания своего заболевания. На этом этапе пациент понимает, что сахарный диабет - это неотъемлемая часть его жизни. Он начинает искать свой образ жизни с сахарным диабетом. Если до этого момента не начато обучение, то этот образ жизни может быть сформирован неправильно. Переучить всегда сложнее, чем научить. Поэтому обучение все-таки должно быть начато как можно раньше. Несмотря на то, что все люди проходят одни и те же этапы осознания своего заболевания, отношение к нему у каждого пациента различно. При возникновении любого хронического заболевания, в том числе и сахарного диабета, у пациента формируется так называемая Внутреняя картина болезни, которая оказывает колоссальное влияние на соматическое состояние человека.

Внутреняя картина болезни определяется как весь комплекс изменений общественных взаимоотношений человека, связанный с возникновением и развитием хронического заболевания. После постановки диагноза сахарного диабета возникает множество переживаний, которые зависят от различных причин.

Возраст. Конечно труднее всего адаптироваться в возрасте 25-40 лет, когда человек строит массу планов, которые приходится пересматривать в связи с болезнью. Родителям в это трудно поверить, но у ребенка этот процесс протекает гораздо легче, поскольку он выходит во взрослую жизнь уже адаптировавшись при выборе профессии, определенного общественного окружения, при создании семьи.

Профессия. Существует несколько профессий, которые противопоказаны пациенту с сахарным диабетом. Если пациент уже долго работает по одной из таких специальностей (летчик, например), то ему будет очень сложно найти себе новое место в жизни. Подросток, мечтающий о такой профессии, может очень тяжело переживать невозможность заниматься именно ею. Запретный и недостижимый плод, как известно, сладок. И взрослый и ребенок в этой ситуации нуждаются в помощи хорошего психотерапевта, который поможет им найти новые жизне нные ценности. Для любого человека в этот период очень важна поддержка семьи и друзей.

Семья. Об этом мы уже много говорили. Самую большую помощь и поддержку заболевшему может оказать его семья. На первое время надо забыть мелкие ссоры, но и не помещать человека в вакуум, пытаясь создать ему „стерильные" условия. Пусть он почувствует, что вся семья по прежнему нуждается в нем.

Проанализируйте свойПсихологический тип человека

Последовательно претворяйте в жизнь свои замыслы, контролируя при этом свой диабет.

Теперь самое время поговорить о тех взаимоотношениях, которые возникают между пациентом и его окружением. В первую очередь это взаимоотношения между родителями и их заболевшими детьми, поскольку инсулинозависимый сахарный диабет чаще возникает в детстве. Но это не значит, что такие взаимоотношения могут быть только между родителями и детьми или только при сахарном диабете. На них строится вся жизнь любого человека вне зависимости от сахарного диабета или другого заболевания. Вы должны представлять себе причины и последствия тех или иных взаимоотношений, поскольку они могут повлиять на ход самоконтроля при сахарном диабете.

Самым редким типом отношения родителя к своему ребенку является равнодушие. При таком типе взаимоотношений близкие полностью игнорируют наличие заболевания у своего ребенка. Они или не знают или не понимают, что надо делать. Если ребенок находится в таком возрасте, что он еще не в состоянии самостоятельно контролировать свое заболевание, то происходит быстрая инвалидизация, часто ребенок погибает. В такой ситуации врачу очень сложно вмешаться в ход процесса, поскольку, если к нему и обращаются в конце концов, то помочь такому ребенку уже бывает невозможно.

Полной противоположностью является гиперопека. При таком типе взаимоотношений родители жестко контролируют ребенка. „Шаг вправо, шаг влево - расстрел". Часто мать, которой трудно избавиться от чувства вины перед больным ребенком, бросает работу и всю себя отдает ему. Других детей, как правило, уже не заводят. Все время у родителей уходит на создание особых условий жизни для своего ребенка. Родители полностью (и достаточно успешно) контролируют сахарный диабет у сына или дочери, но при этом полностью подавляют какую-либо инициативу с их стороны, и не отпускают от себя ни на шаг. Мы знаем семью, в которой мать не выпускает гулять с собакой свою шестнадцатилетнюю дочь, поскольку боится внезапного ухудшения ее состояния, несмотря на то, что сахарный диабет у дочери имеет стабильное течение.

Если характер у ребенка слабый, то он подчинится родителям и полностью откажется от ответственности в вопросах самоконтроля своего сахарного диабета. Получается, что сахарный диабет - это проблема родителей, а сам пациент как бы не при чем. Он не в состоянии выполнить даже самых простых мероприятий для поддержания нормального самочувствия. В одной семье четырнадцатилетняя девочка настолько зависит от опеки матери, что учителя вынуждены привозить ее домой с уроков для того, чтобы скорректировать возникшую гипогликемию. Хотя гораздо проще научить девушку всем необходимым правилам и давать ей с собой в школу сахар.

Кстати, вопрос о гипогликемиях сильно волнует родителей, дети которых посещают школу. Лишних волнений можно избежать, если предупредить о возможной гипогликемии и ее симптомах учителя и друзей Вашего ребенка. Часто родители не хотят давать ребенку с собой сахар или конфеты, думая, что он будет их есть не во время гипогликемии, а просто так, что вызовет повышение сахара в крови. Такие родители забывают, что сладок только запретный плод. Практика показывает, что дети, имеющие при себе сахар на случай гипогликемии редко едят его „просто так". Чем больше Вы доверяете своему ребенку, тем большую ответственность чувствует он сам. Один наш восьмилетний пациент сказал маме, волнующейся по поводу сахара у него в кармане: „Я же не ем сахар дома, хотя знаю, где ты его прячешь". Мама впоследствии перестала прятать сладости от сына. Этот случай показывает, что иногда надо просто высказать свои опасения вслух, обсудить их с ребенком. Не надо бояться доверять детям.

Пока Вы ходите за ребенком по пятам, постоянно придумывая новые запреты, то ничего, кроме негативного отношения к себе, не добьетесь. Ни одному ребенку (особенно мальчикам) не нравится прозвище „маменькин сынок".

Если у Вашего ребенка достаточно сильный характер, то, рано или поздно, он вырвется из-под надоевшей опеки (скорее всего в подростковом возрасте). Это разрыв будет очень болезненным, как для родителей, так и для ребенка. Хорошо, если такая ситуация не приведет к резкой декомпенсации заболевания. Известен случай, когда девушка убежала из дома, поскольку родители никуда не отпускали ее одну, а у нее появился молодой человек. Самостоятельно контролировать свое заболевание она не могла, не умела. Ссора с родителями привела к тяжелому кетоацидозу.

Часто родители, из лучших побуждений, насильно навязывают ребенку определенный образ жизни под лозунгом: „Я лучше знаю, что для тебя хорошо, а что нет." Сам же ребенок не понимает, для чего ему выполнять все то, чем его „пичкают" родители. Очень трудно общаться с такими повзрослевшими пациентами. После многих лет насилия со стороны родителей они испытывают такое отвращение к самоконтролю, что говорят: „Лучше я проживу всего пять лет, но не буду ничего этого делать." Думаем, что Вы не хотите добиться такой ситуации. А значит, Ваш ребенок должен понимать, для чего ему необходимо соблюдение всех этих рекомендаций.

Родители могут впадать в другую крайность. Решив передать часть ответственности ребенку, они начинают всячески поощрять его „достижения". А в случае декомпенсации наказывают его. То есть выполение рекомендаций по образу жизни с сахарным диабетом становится предметом поощрения. „Сделал инсулин - молодец - съешь конфетку. Повысился сахар в крови - иди в угол." Это недопустимо.

Само по себе компенсированное течение сахарного диабета особой ценности для человека не представляет. Компенсация сахарного диабета ценна тем, что позволяет пациенту вести нормальный, привычный образ жизни. Хорошее здоровье помогает человеку достигнуть своих личных жизненных целей. Но сохранение здоровья целью и смыслом жизни быть не может.

Если родители постоянно подчеркивают, что для них самым важным достижением ребенка является именно нормализация уровня сахара в крови, то маленький человек начинает этим пользоваться. В таком случае заболевание становится для ребенка средством, при помощи которого он добивается выполнения своих капризов: „Не купили велосипед - получайте кетоацидоз."

Наиболее правильными являются отношения партнерства между родителем и его ребенком. По другому можно сказать, что это взаимоотношения конструктивного сотрудничества. Лозунгом взаимоотношений такого типа является фраза: „Не жалеть, а помогать". При этом родители мягко направляют ребенка, но не лишают его самостоятельности. „Я обьясню тебе, каким образом это нужно сделать, но делать ты должен сам."

Часто родители спрашивают: „С какого возраста можно доверить ребенку самому делать себе инъекции инсулина?" Нам кажется, что чем раньше Вы доверите самоконтроль своему ребенку, тем лучше и для него и для Вас. Конечно он должен быть достаточно взрослым, чтобы начать делать уколы самостоятельно, а на первых порах Вы должны контролировать правильность выполнения инъекции. Считается, что в десятилетнем возрасте ребенок уже достаточно самостоятелен и Вы можете доверить ему выполнение этой процедуры.

Не бойтесь доверять своему ребенку. Очень часто родители так сильно опекают своего заболевшего ребенка, что продолжают делать ему уколы даже тогда, когда он в состоянии делать их сам. Это не приведет к хорошей компенсации сахарного диабета. Любой человек должен быть адаптирован в том мире, в котором он живет. Вряд ли можно назвать хорошей компенсацией сахарного диабета ситуацию при которой „ребенка" постоянно водят за руку после 12-ти лет. Такая ситуация может иметь негативные последствия как для родителей, так и для ребенка.

Повзрослевший ребенок в определенном возрасте захочет быть самостоятельным и иметь такую степень свободы, какую имеют его ровесники. Он может даже убежать из дома, чтобы доказать, что он уже взрослый. Если он умеет контролировать свой диабет самостоятельно и знает все правила поведения в той или иной ситуации, связанной с его заболеванием, то ничего страшного с ним не произойдет. Но если всю ответственность за диабет ребенка брали на себя родители, то может произойти непоправимое, поскольку ребенок не сможет сам контролировать свое состояние.

Научите Вашего ребенка всему, что знаете сами. Родителям может казаться, что ребенок еще слишком мал, что самостоятельно заботится о себе. Не бойтесь, что он сделает ошибку. В самом начале его заболевания Вы ведь тоже наверняка делали массу ошибок. На самом деле, исследования показывают, что уровень знаний ребенка о сахарном диабете со временем начинает превышать уровень знаний родителей. Другими словами только он сам способен адекватно оценивать свое состояние, поскольку он лучше всех знает особенности своего организма. Когда Ваш ребенок повзрослеет, то разумнее всего дать ему возможность стать самостоятельным.

Подведем некоторые итоги и предложим несколько советов или правил, которых должны придерживаться пациенты с сахарным диабетом и их близкие.

1. Постарайтесь как можно раньше начать обучение. Это очень важно. Только в школе для пациентов с сахарным диабетом Вы перестанете чувствовать себя одиноким и поймете, что множество людей во всем мире успешно преодолевают те трудности, с которыми столкнулись и Вы.

2. Обучение должны пройти все члены семьи (может быть, и друзья Вашего ребенка). Это поможет всем Вам продолжать нормальный образ жизни; предотвратит конфликты между родственниками по вопросам выбора методов лечения.

3. Не пытайтесь создать пациенту с сахарным диабетом особые условия. Если это ребенок, то он должен посещать свою школу, иметь возможность общаться с друзьями, продолжать занятия музыкой или спортом или другим делом (тем, что ему нравится), которым он занимался до начала болезни. Взрослый тоже может по-прежнему продолжать заниматься любимым делом. Дайте ему понять, что все, что он делает для семьи - очень важно и нужно Вам.

4. Если заболевший впал в депрессию и не видит смысла в жизни, то постарайтесь помочь ему найти цель в будущем, для достижения которой важно сохранять хорошее здоровье.

5. Помните, что любые показатели состояния здоровья являются только руководством к действию, а не поводом для радости или огорчения.

6. Помогите заболевшему ребенку самому взять в руки самоконтроль, когда он достаточно повзрослеет для этого. Он должен обрести некую жизненную самостоятельность. Научите Вашего ребенка всему тому, что знаете сами. Хотя родителям может казаться, что ребенок еще слишком мал, чтобы самостоятельно заботиться о себе. Не бойтесь, что он сделает ошибку. В самом начале его заболевания Вы наверняка тоже делали массу ошибок. На самом деле он может быть самостоятельным. Вы только должны доверить ему эту самостоятельность.


НА ГЛАВНУЮ

ПОГОВОРИМ

Психологическая самозащита




Hosted by uCoz